-------------------------------------------
"ЖЕРТВЫ ИСКУССТВА
(размышления)
Как-то меня спросили, что такое «жертва искусства»? Разве у искусства, в искусстве могут быть жертвы? Искусство — это такое ведь что-то такое прекрасное, вдохновляющее, воплощающее нечто совершенное… Так разве с ним, искусством, может быть связано такое слово, как «жертва»? Ведь жертва — это то, что вызывает жалость, сочувствие, боль, представление о страданиях, одиночестве, убогости, забвении…! Какие же жертвы у прекрасного, самого совершенного? Скорее можно говорить о служении искусству, «жертвенности Искусству»?
Давайте подумаем вместе.
Начнем с Гения. Гений в искусстве — служитель или жертва? Гениальность есть наивысшая степень проявления творческих сил человека, связанная с созданием новых, уникальных творений, открытием ранее неизвестных путей. Но ведь новые, уникальные творения как следствие проявления высших творческих сил не есть прерогатива только видов искусства. (СЭС, Москва, «Советская энциклопедия», 1984. с. 287). И здесь самое время нам обратиться к самому значению слова «ИСКУССТВО».
Первое значение слова «искусство» — художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение свехчувственного и т.п.
Марксистско-ленинская эстетика рассматривает искусство как форму общественного сознания, специфический род духовно-практического освоения мира, как органическое единство созидания, подсознания, оценки и человеческого общения.
Второе значение слова «искусство» — изобразительное искусство (узкий смысл).
Третье значение слова «искусство» — высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.
(по СЭС. Москва, «Советская энциклопедия», 1984, с. 507).
Обратим внимание на третье значение слова «искусство». Если учитывать и это значение, тогда к искусству мы должны отнести разные направления науки, политику, спорт и многое другое, отнюдь не положительные «виды человеческой деятельности»: зависть, жадность, интриганство, лесть…
Вы, возможно, подумаете, а причем тут искусство в первом и втором значении, тем более, ранее упомянутая «гениальность»? Вспомните А.С. Пушкина и его произведение «Моцарт и Сальери». Давным-давно известно, что Сальери Моцарта не травил, но как прекрасно воплощена Александром Сергеевичем тема зависти хорошего «добротного», успешного среди современников творца к гению, который даже не замечает своей гениальности!
И эта черта — не замечать свою гениальность — и есть один из характерных признаков наличия у человека гениальности.
Для гения показательным является определенный образ жизни:
Работай, как будто тебе не надо денег,
Люби, как будто никто тебе никогда не причинял боль,
Танцуй, как будто тебя никто не видит,
Пой, как будто как будто тебя никто не слышит,
Удивляйся, как будто вчера родился,
Говори правду, и тебе не придется ничего вспоминать,
Живи, как будто не земле рай!
Как правило, гений сосредоточен на своем деле и ему много не надо. Он может работать в очень стесненных бытовых и материальных условиях. Скорее ему средства нужны для приобретения того, что необходимо для работы. Он не стремится к известности, равнодушен к славе, популярности… Например, Джузеппе (Иосиф), прозванный дель Джезу Гварнери, проживший только 46 лет, делал свои замечательные скрипки почти в застенках. На скрипках Гварнери играли Н. Паганини, Ф. Крейслер и другие выдающиеся скрипачи. Вавилов Николай Иванович (1887-1943) — ученый-биолог, дописывал сой последний труд в тюремной камере. Завистники резали струны скрипки перед выступлением Паганини, а римская церковь много лет вообще отказывала мертвому музыканту в погребении. Л.Н. Толстой был предан анафеме (церковному проклятью) и отлучен от церкви.
У каждого гениального творца обязательно есть свои скрытые или явные «Сальери», льстецы, интриганы, «рыбы-прилипалы»… Способы нанесения ущерба творцу или получения дивидендов для личного блага «завистника», «рыбы-прилипалы» всем хорошо известны. Один из распространенных приемов «замалчивание». Другой — распускание гнусных, ложных слухов, сплетен, жадобы «по инстанциям». Третий — плохая критика в прессе (о критике мы еще должны поговорить). Или непомерная лесть при одновременном копании сапы или ямы. В любом случае — нечестная игра…
Иногда такое подковерное интриганство может довести ГЕНИЯ до серьезного заболевания, безумия, мысли о самоубийстве, ну уж о депрессии и говорить смешно — это «такая безобидная обязательная малость», которая даже вряд ли порадует завистников, ибо из депрессии можно выйти и снова творить, но «крылья» могут оказаться уже подрезанными.
А ведь работай гений простым дворником и не было бы у него никаких проблем! Кто ж будет воевать с работником метлы и совка?
Так кто ГЕНИЙ? Как вы сами могли убедиться, он и служитель и жертва.
Кроме того, пока из одаренного ребенка вырастет ГЕНИЙ сколько пройдет лет, утечет воды. Кто-нибудь задумывался от скольких радостей обычного детства такой ребенок по воле судьбы был вынужден отказаться? Существуют такие виды спорта, искусства, в которых дети начинают заниматься с раннего возраста, и здесь без режима, расписания, уставания не обойтись, тогда когда их сверстники играют в песочнице, в мяч, дышат свежим воздухом, просто «балду гоняют». И не факт, что при таких эмоциональных и энергетических затратах с самого детства, в юности, в период профессионального становления из ребенка выпестуется Гений! Ведь путь творца всегда тернист, а существующие данные по соотношению особо одаренных и гениальных людей по отношению к общему количеству человек сразу дают ответ всем предсказателям будущего каждого ребенка на основе детских успехов даже высокого уровня — только 2-3% из них добьются самых высоких успехов, которые можно охарактеризовать как гениальность! Только до 16 % могут добиться заслужить характеристику — талант (но отнюдь не гений)! Все остальные обречены на получение простых профессиональных навыков высокого или среднего уровня. Хорошо известно выражение физиологов: «В костре гормонов сгорают таланты»! И этот «пожар» переходного возраста часто делает из маленьких «звезд» обычных людей или людей таких, каких много! И не их в этом вина. Есть достаточно известное положение, которое в свое время приводил такой мыслитель, как В.И. Ленин: «Все люди равны перед законом, и не равны по способностям»! Вот это неравенство по уровню способностей и чаще всего порождает и завистников и «жертв искусства». Представьте только себе ребенка, какой с детства выделялся своими успехами среди сверстников и слышал в свой адрес всяческие похвалы и восхищенные отзывы. И вдруг кто-то на каком-то возрастном этапе его опережает в успехах да еще с каждым годом уходит вперед все дальше и дальше. Как это пережить, как с этим смириться?
В этом месте нам надо бы обратиться к первому определению слова «искусство», особенно к тому абзацу, где говорится о том, как его рассматривает марксистско-ленинская эстетика: «органическое единство созидания, подсознания, оценки и человеческого общения». Внимательно отнеситесь к словам «органическое единство». А если в ходе взросления, становления, развития профессиональных качеств это «единство» не было достигнуто? Налицо, например, «созидание», или «подсознание», или «человеческое общение», и даже все три части должного единства, но нет одного — «оценки». Вот эта малость все и разрушит! Человек окажется лишенным способности трезво сопоставлять свои успехи, свои трудовые затраты и свои достижения по сравнению с теми, какие замечает у своих коллег. Вроде товарищ ничего не делает, а у него все получается! В истории человеческого общества вы и сами найдете тьму таких примеров, причем в любой из отраслей человеческой деятельности.
Способность к самооценке отсутствует или развита слабо, а «амбиции выше амуниции». С одной стороны человека жалко, ему бы сменить поле деятельности, или успокоиться, но зависть толкает к попытке всякими неправдами завоевать себе «место под солнцем», получить блага «побольше здесь и сейчас»… Ну разве перед нами не «жертва» искусства?
Способность оценки особенно важна для критиков. Часто, к сожалению, те, кто способны созидать на уровне почетной грамоты и сувенира от «Дома самодеятельного творчества» создают себе такой пиар!... Можно ли полагаться на мнение подобных специалистов? Разве перед всеми нами это не жертва?
Очень хочется славы любой ценой. Как-то наблюдалась такая сцена. Посреди комнаты стоял одетый в смокинг один из «творцов», курил сигарету, смотрел куда-то за горизонт и так искренне, будто взывал к богу, говорил: «Я хочу славы!» Кто-то не расслышал и переспросил: «Кого, кого, какого Славу?» Смешно, не правда ли? Слава, признание или известность бывает разных масштабов. Высочайшего уровня истинный Гений и талант может при жизни не дождаться, но история все расставит по местам. И тот, кто «правит бал» сегодня, уйдет в небытие, так и оставшись всего лишь в списке бывших «жертв».
Кое-кого сильно возмущает упоминание кого-то из художников, писателей и причисление их к «жертвам искусства». Вы сами можете в этом убедиться, прочитав приписку под кратким упоминанием о художнике Станиславе Ваньковиче: «Толькі звалі мастака Валента, а быў ён не ахвярай мастацтва, а яго у нас страціді розныя ідіёты». На это замечание можно сказать: очень хорошо, что сегодня в белорусскую культуру возвращаются имена и произведения многих деятелей в разных видах искусства, особенно в литературе и музыке. О музыке Беларуси можно и сегодня прочесть в словаре, что до 20-х гг. ХХ в. в Беларуси не было профессиональной музыки, а носителями музыкальной культуры были скоморохи, и музыка передавалась из уст в уста (почти дословно). У энциклопедической статьи есть автор, получивший за свое творчество гонорар и еще одну публикацию в зачет к своим научным трудам! Сам жертва и всю белорусскую музыку и имена ее творцов принес в жертву за денюжку.
Хочется почтить светлую память Гурия Барышева, который отдал много сил за возвращение белорусской музыкальной культуры на историческую родину и претерпевший за нее. Другие замечательные его последователи до сего дня восстанавливают историческую справедливость.
В музыке «вспоминание» произведений и композиторов много десятков и даже сотен лет спустя обычное дело. Сегодня вряд ли найдется человек, который не слышал бы о таком немецком композиторе, как Иоганн Себасьян Бах. Но после смерти Баха его имя и творчество было забыто! И не потому, что кто-то хотел «навредить» композитору. Такова была общая музыкальная практика. На смену одному органисту, капельмейстеру, регенту приходил другой композитор, обязанный писать музыку для каждодневных церковных служб. А ноты превращались просто в литературу, хорошо еще, что их сохраняли в библиотеках. Ведь музыка «живет» только во время исполнения, в процессе звучания. Имя и творчество И.С. Баха почти через 80 лет вернул в музыкальную культуру Ф.Б. Мендельсон. Средневековую музыку в конце ХIХ века возродили композиторы-романтики, например такого ныне широко известного композитора, как Клаудио Монтеверди. А творчество А. Вивальди, умершего в середине ХVIII в., широкой публике стало известно только в 30-х гг. ХХ века!
И снова обратимся к значению слова «Искусство». Третье значение слова «искусство» — высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.
Человеческая деятельность включает в себя и науку, технику и т.п. Сколько научных открытий, сделанных талантливыми и любознательными учеными сопровождается в практическом воплощении всяческими «бяками» не только для отдельных людей, но создают угрозу всему человечеству, включая и тех индивидов, какие даже читать, писать и считать не умеют, слов таких как «химия», «физика», «экология» и много других не слышали! Глупцы считают, что есть разница между наукой и искусством, хотя все чаще и чаще звучат выражения, например: «искусство высшего пилотажа», «искусство автомобильного вождения», «искусство самолетостроения» и т.д., и т.п. Вот все мы помимо нашей воли становимся заложниками и жертвами того, что называется искусством, читай — «высокая степень умения и мастерства в любой сфере человеческой деятельности».
В искусстве без развития воображения и фантазии делать нечего. Эти качества нужны всякому творцу, плюс работоспособность, любознательность. Любопытство ученого без его ответственности за возможные последствия сделанного открытия, у людей далеких от науки должно заведомо вызывать ужас и панику.
Жертвы искусства — это гении, таланты, завистники, доносчики, кто достиг или не достиг при жизни славы и материального блага благодаря своим способностям, или вопреки их отсутствию…
Вильям Шекспир сказал: «Весь мир — театр, и все люди в нем актеры». Если подумать, то можно сделать вывод, что искусство присутствует везде, и все мы его жертвы первому (второму) или третьему значению слова «Искусство».
Анонимы (ХХ – XXI вв.)"
среда, 23 сентября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий