Жертвы искусства
«Кто кончил жизнь трагически – тот истинный поэт», – пел Владимир Высоцкий. Эти слова можно было бы вынести в подзаголовок открывающейся в «Тахелесе» выставки.
История знает множество примеров рано оборвавшихся жизней актеров, поэтов, музыкантов, художников. Одни из них сознательно приносили в жертву искусству себя или свое здоровье, чтобы испытать что-то новое, невероятно острое, позволяющее достичь немыслимых высот, а может быть, и глубин творчества – ведь эти два определения суть одно и то же. Но жертвы искусства – это и те, кто не щадил себя во имя служения великому, и те, кто стал жертвой какого-нибудь режима или маньяка (что зачастую синонимично). Сколько их было, оглохших композиторов, отрезающих себе уши художников, стреляющихся, вешающихся, пьющих и колющихся... Несть им числа. Зачем все это? Чтобы что-то узнать, увидеть, услышать? Чтобы рассказать все это нам, простым смертным? Рассказали, донесли, увековечили. Да вот беда, гении, небожители, властители умов и душ смертны. Так стоило ли сжигать себя, свой талант, играть в жмурки с дамой с косой? Нет ответа. Опять Высоцкий: «Мы успели, в гости к Богу не бывает опозданий...» Может, на самом деле все происходит вовремя? И Всевышний призывает к себе самых талантливых, избранных и нужных?Всем этим вопросам и посвящена открывающаяся 10 апреля выставка «Жертвы искусства», совместный проект двух широко известных в Берлине белорусов – художника Алеся Родина и автора многочисленных инсталляций и перформансов Змитера Юркевича (Митрич). Помогать им будет группа «Механеры культуры». Продлится выставка до 30 мая в Голубом салоне на 5-м этаже «Тахелеса». А основное представление развернется в день, вернее ночь, открытия. Начнется все ближе к полуночи и будет включать в себя экспозицию картин, фотографий, коллажей, скульптур, демонстрацию видеоматериалов, декламацию стихов и прозы, перформансы – все в сопровождении белорусской экспериментальной музыки, представляющей синтез фольклора и хип-хопа.Очень важным, на мой взгляд, является место действия – Берлин, где не понаслышке знают о жертвах не только искусства, но и из-за искусства, и что организована акция именно белорусами, для которых эта тема – непреходящая боль. Конечно, Родина с Юркевичем не назовешь жертвами, но то, что они страдают о своей родине, об отношениях власти и искусства, – очевидно. А отношения эти, прямо скажем, странные. Да, в Белоруссии никого открыто не преследуют за искусство или, скажем, за свое видение искусства. Но провести выставку или какое-нибудь мероприятие на стыке видов и жанров, которые не укладываются в представления чиновников от культуры о нужности и целесообразности, невероятно трудно. Бесконечные согласования, худсоветы, обсуждения, звонки «наверх» заставляют людей искусства искать площадки для творчества за пределами страны. Легче поехать в Питер, Москву, Киев или Берлин, где не спрашивают, зачем и почему. Если ты так понимаешь жизнь и творчество – пожалуйста, а зрители сами разберутся, нужно им это или нет. И почему художник, любящий свою страну и желающий ей лучшей доли, должен кому-то что-то объяснять; и вообще, как можно объяснить искусство? – задаются вопросом минские художники, а заодно задают его и нам.Выставка «Жертвы искусства» работает ежедневно с 14.00 и до ночи. Адрес: Oranienburger Str. 54 – 56a (р-н Mitte).
Александр Бодунов
http://www.rg-rb.de/2008/15/b_9.shtml
------------------------------------------------------------------------------------------------
в этом тексте есть неточности, но кто мы такие,чтобы править "Русский Берлин"?))
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
2 комментария:
И "Русский Берлин" и все остальные ОБЯЗАНЫ писать не Белоруссия, а БЕЛАРУСЬ!!!!
ja-ja!
Отправить комментарий